1. Прежде чем разместить материал убедитесь, что похожей информации нет на сайте и форуме.

Интересная Турция

Тема в разделе 'Курилка - флудилка', создана пользователем Стрекоза, 28 июл 2013.

  1. Validе

    Validе Пользователь

    В это же время в июле 1938 года Франция провела в Александреттском санджаке выборы в Законодательное собрание, которое провозгласило в сентябре 1938 года на подконтрольной ему территории Государство Хатай под турко-французским контролем.

    В ноябре 1938 года скончался Мустафа Кемаль, на его место был выбран Исмет Инёню.

    Ситуация на Балканах обострилась в апреле 1939 года, когда Италия оккупировала Албанию. В условиях большой дипломатической игры, идущей в Европе, в мае 1939 года Великобритания в одностороннем порядке предоставила Турции гарантии независимости, а затем подписало с ней предварительное соглашение о гарантиях безопасности. Сразу же начались переговоры о создании британско-франко-турецкого союза.[16] Однако, Турция выдвинула в качестве условия присоединения Франции к союзу вхождение в состав Турции Государства Хатай. 23 июня 1939 году французское правительство дало согласие на расширение территории Турции, и в этот же день был подписан секретный предварительный британско-франко-турецкий договор о взаимопомощи. По мнению ряда американских, европейских и турецких исследователей именно передача Александреттского санджака Турции обеспечило её нейтралитет во Второй мировой войне.[6][24][25]

    В условиях обострения ситуации в Европе активизировало свои действия и советское правительство. В апреле Анкару посетил первый заместитель народного комиссара иностранных дел СССР Владимир Потёмкин с целью воспрепятствовать укреплению отношений Турции с Германией и добиться её сближения с Советским Союзом.[26] 5 июня 1939 года между советским посольством в Анкаре и Министерством иностранных дел Турции произошел обмен нотами подтверждающий продление Договора о дружбе и сотрудничестве до 7 ноября 1945 года.[23]

    1939—1940. Первый этап войны[править | править вики-текст]
    1 сентября 1939 года с нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. За неделю до начала боевых действий после провала британско-франко-советских переговоров был подписан советско-германский договор о ненападении. По мнению ряда западных и турецких историков[26][27][28][29][30][31], заключение советско-германского договора в августе 1939 года было воспринято в Турции негативно и заставило в дальнейшем осторожно относиться к советским дипломатическим инициативам.

    В то же время советско-турецкие переговоры были продолжены в сентябре—октябре 1939 года во время визита в Москву министра иностранных дел Турции Ш. Сараджоглу. Переговоры не увенчались успехом по нескольким причинам. Во-первых, турки уже имели секретную предварительную договорённость о заключении турецко-британо-французского военного союза, а британский министр иностранных дел Э. Галифакс выступил категорически против присоединения к договору и Советского Союза.[32], а само турецкое правительство заявило, что готово заключить договор, только в случае, если в нём будет сделана оговорка об обязательствах Турции перед Францией и Великобританией.[16] Во-вторых Советский Союз в ходе переговоров, стараясь учитывать интересы Германии и уравновесить договор с учётом турецких предложений, выдвинул турецкому правительству ряд неприемлемых для него условий (изменение условий пользования черноморским проливами в пользу СССР, неготовность оказать Турции помощь в случае её конфликта с Германией).[33]

    В результате, 19 октября 1939 года турецкое правительство заключило британско-французско-турецкий военный союз о взаимопомощи в случае переноса боевых действий в регион Средиземноморья. Однако, в протоколе № 2 договора о заключении союза турецкое правительство указало, что его положения не распространяются на Советский Союз.[14] По мнению отдельных историков[14], именно наличие данного пункта и отрицательная позиция Турции предотвратила готовящуюся французско-британскую бомбардировку Баку.

    1940—1942. Второй этап войны[править | править вики-текст]
    В мае—июне 1940 года немецкая армия разгромила Францию. 10 июня в войну против Франции вступила Италия. Британско-французские союзники в связи с переносом боевых действий в средиземноморский регион потребовали от турецкого правительства выполнения своих обязательств. Однако, турецкое правительство, формально сославшись на протокол № 2 к договору от 19 октября 1939 года, отказалось выполнить требования союзников и объявило Турцию «невоюющей страной».[34] Существует мнение, что турецкое правительство изначально не планировало выполнять свою союзнические обязательства, считая, что договор можно будет использовать лишь в случае агрессии против самой Турции.[16]

    После разгрома и оккупации Франции баланс сил в Европе резко изменился в пользу Германии и её союзников. Турецкое правительство стало проводить более прогерманскую политику.[16] Летом 1940 года было подписано соглашение о турецко-германском экономическом сотрудничестве.

    Между тем, судьба Турции обсуждалась и на советско-германских переговорах в Берлине в ноябре 1940 года. Одним из условий присоединения к Тройственному пакту советское руководство выдвинуло размещение советских баз в Черноморских проливах.[35][36] Оно, как и ряд других условий, было отвергнуто германским правительством, в результате чего укрепления советско-германского сотрудничества не состоялось, и в Германии был утверждён план «Барбаросса».

    Подписание турецко-немецкого договора о дружбе 18 июня 1941 года
    Весной 1941 года Германия разгромила и захватила Югославию и Грецию, захватила остров Крит, вплотную подойдя к турецким границам. Стала реальной угроза вторжения в саму Турцию. 11 июня 1941 года была издана директива германского руководства, согласно которой после завершения операции «Барбаросса» предполагалось движение германских войск через Турцию независимо от её согласия в Иран и в направлении Суэцкого канала.[37] В этих условиях турецкое правительство ещё больше склонилось в сторону проведения прогерманской политики. Особенно сильны стали про-германские настроения в военных кругах, где их проводником был начальник Генштаба Турции генерал Ф. Чакмак. В апреле и июне 1941 года турецкое правительство отказалось пропустить через свою территорию войска Великобритании и Свободной Франции, направляющиеся для ведения боевых действий в Ирак и Сирию. В то же время, турецкое правительство отказалось пропустить через свою территорию и войска вермахта и Вишистской Франции, которые планировалось отправить в Ирак и Сирию.[33] В это же время в Анкаре активно муссировались слухи о территориальных претензиях и угрозе Турции со стороны Советского Союза[38]. Разворот Турции от пробританской ориентации, к прогерманской был оформлен за четыре дня до начала Великой Отечественной войны 18 июня 1941 года заключением договора о дружбе и ненападении с Германией, подписанный министром иностранных дел Турции Сараджоглу и немецким послом в Анкаре фон Папеном.[39]

    С началом Великой Отечественной войны турецкое правительство официально объявило о своём нейтралитете в конфликте, но в то же время провело частичную мобилизацию в провинциях, граничащих с территорией Советского Союза. Кроме того, на военную службу были призваны лица старше 60 лет и офицеры запаса старше 65 лет. Некоторые историки объясняют эти действия необходимостью восполнения недостатка военных подразделений в восточных провинциях, вызванного перемещением 40-тысячной армии в округ Фракия.[23] Как бы то ни было, данные действия вызвали серьёзную озабоченность в Москве.[40] Сталин летом-осенью 1941 года неоднократно объявлял, что не уверен в сохранении турецкого нейтралитета.[41][42]
    Китти нравится это.
  2. Validе

    Validе Пользователь

    В то же время обострилась ситуация в соседнем с Турцией Иране, куда в августе 1941 года прибыл начальник немецкой разведки адмирал Канарис с целью осуществления государственного переворота. С целью противодействия немецким планам советское правительство в августе 1941 года из Закавказского военного округа сформировало Закавказский фронт, войска которого одновременно с британскими войсками вошли в Иран и оккупировали его. С лета 1941 года стали возникать отдельные вооруженные конфликты на советского-турецкой границе.[43]

    На этом этапе союзники по антигитлеровской коалиции были крайне заинтересованы в сохранении именно турецкого нейтралитета. Британское правительство считало, что даже вступление Турции в войну на стороне союзников было бы худшим вариантом развития событий, так как потребовало бы переброски в Турцию британских войск, необходимых на других театрах военных действий. На московских переговорах в сентябре 1941 года лорд Бивербрук предложил даже поощрить Турцию за сохранение ей нейтралитета, но Сталин, не будучи уверен, что Турция в дальнейшем не вступит в войну на стороне Германии, отверг это предложение.[44]

    Отдельную озабоченность в Советском Союзе вызвал визит осенью 1941 года на Восточный фронт турецкой военной делегации во главе с начальником военной академии генералом Али Фаудом Эрденом.[7]

    Особенно напряжённой ситуация с Турцией стала летом 1942 года, после начала наступления немецких войск на Сталинград и Кавказ. В Турции была проведена мобилизация, её вооруженные силы достигли численности в 1 000 000 человек.[7] С началом немецкого наступления около 750000 из них турки перебросили на советско-турецкую границу в области Батуми.[45] Всего с июля 1942 года против советского Закавказского фронта (повторно сформирован 1 мая 1942 года) турецкая армия развернула 4 армейских корпуса, 16 пехотных дивизий, из которых 7 дивизий прибыли течении июля, 2 кавалерийских дивизии и одну мотострелковую бригаду.[46] По другим данным турецкая группировка на границе в это время насчитывала около 50 дивизий.[47] В это же время численность советских войск на границе не превышала 200 тысяч (9 армий), причём большая часть представляла собой стрелковые дивизии из новобранцев.[23] По широко распространённому в советской историографии мнению[7][8][9][10][11][12][13] турецкое правительство было готово вступить в войну на стороне Германии сразу после падения Сталинграда. Но начавшееся контрнаступление Красной Армии на советско-германском фронте заставили свернуть эти планы.[48]

    1942—1945. Третий этап войны[править | править вики-текст]
    После разгрома немецких войск под Сталинградом и высадки британско-американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 года вопрос вступления Турции в войну на стороне стран Оси больше не поднимался.[46] Напротив, союзники по антигитлеровской коалиции стали прилагать усилия для вступления Турции в войну против Германии уже весной 1943 года. При этом Черчилль придавал скорейшему вступлению Турции в войну особое значение. Турецкий театр военных действий позволял перенести открытие Второго фронта на Балканы и тем самым отсечь этот регион от наступающей Красной Армии.[48][49].

    После британско-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Черчилль отправился в Турцию уговаривать турок вступить в войну как можно раньше. На состоявшейся Аданской конференции Черчилль попытался убедить президента Турции Иненю вступить в войну не позже августа 1943 года, обещая, что к тому времени Италия будет разгромлена и опасность со стороны Средиземного моря для турок исчезнет.[50] Несмотря на то, что Турция отказалась от немедленного вступления в войну и заявила о продолжении политики нейтралитета, турецкое правительство не отказалось принять британскую помощь в виде вооружения и боеприпасов. В течение 1943 года Турция сохраняла доброжелательный к Германии нейтралитет.
    [​IMG]
    Китти и smp нравится это.
  3. Validе

    Validе Пользователь

    Район Чемберлиташ


    Центром района Чемберлиташ является площадь Чемберлиташ . Она расположена на месте древнего форума императора Константина.
    Район известен тем, что здесь находятся центральные ворота Гранд Базара, мечеть Нуросмание, колонна Константина, Чемберлиташ хамам 16-го века и улицы, где продаются оптом серебро и полудрагоценные камни.

    [​IMG]
    Чемерлиташ в настоящее время

    Конечно, центром считается колонна Константина, которая долгое время считалась символом Византийской империи. Император Константин велел воздвигнуть эту колонну в 330 г, вершину которой украшала статуя самого императора. Но во время землетрясения в 600-601 году статуя рухнула, и сама колонна серьёзно пострадала. После восстановления , колонна и статуя пострадали еще несколько раз по разным причинам: ураган, пожар и даже удар молнией. В конечном счёте после очередного обрушения статуи ее заменили крестом, который был снят после завоевания Стамбула турками в 1453 году. Колонну несколько раз восстанавливали, сегодня мы видим, что её опоясывают железные обручи, которые защищают колонну от разрушений.
    Существует легенда, что под колонной до сих пор хранятся святые реликвии.

    Улицы с магазинами, где продаются полудрагоценные камни оптом, тоже заслуживают внимания. Такого изобилия жемчуга, бирюзы, оникса, кораллов и других видов камней вы не везде сможете увидеть.

    Добраться до Чемберлиташ очень просто, нужно просто пройти или проехать на трамвае одну остановку от Султанахмет.



    [​IMG]
    --- 13 май 2015 ---
    ЛеликБолик, Китти и smp нравится это.
  4. Validе

    Validе Пользователь

    Долмабахче - дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ.
    Строился в 1842-53 гг. для Абдул-Меджида I, который стал тяготиться средневековым дворцовым комплексом Топкапы и желал иметь дворец в стиле барокко, способный посоперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов.
    [​IMG]
    smp и ЛеликБолик нравится это.
  5. Validе

    Validе Пользователь

    alariya, ЛеликБолик и smp нравится это.
  6. Validе

    Validе Пользователь

    ЛеликБолик нравится это.
  7. Validе

    Validе Пользователь

    smp нравится это.
  8. Validе

    Validе Пользователь

    smp нравится это.
  9. Validе

    Validе Пользователь

    smp нравится это.
  10. Validе

    Validе Пользователь

    Интересная турецкая традиция (поверие)
    Когда у ребенка прорезается первый зубик, мама варит пшено и кукурузу и созывает женщин-соседок. Перед ребенком на подносе кладутся расческа, ножницы, зеркало и книга, Коран, четки и тому подобные предметы. По той вещи, которую ребенок схватит первой, стараются угадать его будущую профессию и характер.
    [​IMG]
  11. Validе

    Validе Пользователь

  12. Validе

    Validе Пользователь

    Туристам на заметку
    Многие туристы мечтают побывать в завораживающе красивых мечетях, которых в Турции великое множество. Однако следует принять к сведенью некоторые каноны поведения в местах религиозного поклонения. Обувь нужно снимать перед входом и в мечеть входить босиком. Одежда должна быть закрытой и чистой, не надевайте футболки, шорты и короткие юбки. Женщинам полагается покрывать голову платком. В некоторых мечетях смотритель может дать вам длинный халат, если вы одеты неподобающе.

    В мечети нельзя громко разговаривать, не разрешается фотографировать во время богослужения. Если кто-то молится, ни при каких обстоятельствах нельзя проходить непосредственно перед ними. Лучше всего не посещать мечеть в час молитвы и в пятницу (это святой день для правоверных мусульман).
    Кстати, любопытный факт: кому турецкие традиции позволяют беспрепятственно входить в храм, так это… кошкам! Но только белым, так как они любимицы Аллаха.
    [​IMG]
    smp и Веснушка нравится это.
  13. Validе

    Validе Пользователь

    Семейные отношения и брак

    Для турецкой традиции характерен довольно ранний возраст вступления в брак. При этом считается, что мужчина не должен снижать уровень жизни жены, поэтому браки между представителями разных социальных групп довольно редки. Зато очень распространены союзы в пределах одной религиозной или этнической группы, хотя и межэтнические браки сами по себе не являются чем-то необыкновенным.

    В 1926 году революционное турецкое правительство отменило исламский кодекс семьи и приняло несколько измененную версию швейцарского гражданского кодекса. Новый закон о семье требует и признает только гражданские церемонии брака, обязательное согласие обеих сторон, заключение контракта и единобрачие. Однако в традиционном турецком обществе выбор будущих супругов и сценария церемонии бракосочетания до сих пор ведется только главами или советами семей, а сами молодожены играют здесь очень незначительную роль. При этом соблюдение всех ритуалов считается крайне важным элементом, как и благословление брака имамом. Свадьбы здесь длятся много дней и состоят из нескольких церемоний, в которые обычно вовлекаются все члены семей, а зачастую - и жители всей улицы или даже всего населенного пункта.

    В исламской традиции жених обязан заплатить выкуп за невесту, хотя в последнее время эта традиции все более уходит в прошлое - сумма "калыма" либо уменьшается в зависимости от понесенных расходов на свадьбу или общего достатка семьи, либо попросту передается молодым на развитие их собственной семьи. В то же время в патриархальных провинциальных общинах сбор денег на выкуп может стать серьезным препятствием к браку, поэтому при соблюдении самой процедуры его стараются оформить формально, на уровне договора сторон.

    Даже при том что разводы не считаются грехом, их число невелико. Разведенные, особенно мужчины с детьми (а здесь это не редкость), быстро вступают в повторный брак, обычно с такими же разведенными женщинам. Современный кодекс не признает старую норму о прерогативе мужа на право устного и одностороннего развода и предписывает судебную процедуру этого процесса. Причем причин для развода может быть только шесть - прелюбодеяние, угроза жизни, преступный или неэтичный образ жизни, бегство из семьи, умственная немощь и… несовместимость. Очевидная расплывчатость этих требований и является причиной редкого признания исков - а развод по взаимному согласию местным законодательством не предусмотрен.

    Семья играет главенствующую роль в жизни любого турка. Члены одного клана или семейства обычно живут близко друг к другу и обеспечивают буквально ежедневный контакт, финансовую и эмоциональную поддержку. Этим объясняется большая и, что немаловажно, оперативная помощь стареющим родителям и подрастающему поколению, а также крепость родственных связей вне зависимости от места проживания членов семьи. В итоге турки почти не знают проблемы брошенных стариков и беспризорности, относительно неактуальна проблема молодежной преступности. И даже многие деревни, в том числе расположенные в труднодоступных местах, поддерживаются в довольно высокой степени сохранности - всегда найдется пара-тройка престарелых родственников, согласных поддержать "родовое гнездо", в котором нередко устраиваются различные праздничные мероприятия.

    Сами турки довольно четко различают семью как таковую (aile) и домашнее хозяйство (hane), относя к первой категории только близких родственников, живущих вместе, а ко второй - всех членов клана, совместно проживающих на какой-то территории и ведущих общее хозяйство. Следующий важный элемент - мужская община (sulale), состоящая из родственников по мужской линии или по общему предку. Такие общины играют заметную роль в жизни старых "благородных семейств", ведущих свою историю со времен Османской империи и племенных союзов. Они практически неизвестны среди большинства горожан, хотя имеют большое влияние на политику страны.

    Традиционно мужчины и женщины играют сильно различные роли в семье. Обычно турецкая семья характеризуется "мужским господством", уважением к старшим и женским подчинением. Отец или самый старый мужчина в роду считается главой всей семьи, и его указания обычно не обсуждаются. Однако мужчина несет очень большую нагрузку - он и обеспечивает благосостояние семьи (до последнего времени турецкие женщины имели право вообще не работать за пределами дома), и представляет свою семью перед другими родственниками, и даже несет ответственность за воспитание детей, хотя формально этим заниматься просто не обязан. Интересно, что до конца XX века даже посещение магазина или рынка было чисто мужской обязанностью!

    А вот роль женщин в турецкой семье, несмотря на множество мифов, достаточно простая. Формально от жены требуется уважение и полное повиновение мужу, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Но турки недаром говорят, что "честь мужчины и семьи зависит от пути, которым женщины ведут себя и блюдут дом". Женщина, будучи в значительной степени ограниченной стенами собственного жилища, нередко управляет всеми внутренними делами клана, причем часто в гораздо больших пределах, чем это предусмотрено традициями. Мать уважается младшими членами семьи наравне с главой рода, но ее отношения с детьми теплы и неофициальны. При этом юридически женщины имеют равные права на частную собственность и наследование, а также образование и участие в общественной жизни, чем многие представительницы прекрасного пола с удовольствием пользуются (в 1993-1995 годах премьер-министром Турции была женщина - Тансу Чиллер). Турчанки считаются одними из самых эмансипированных на Ближнем Востоке, и хотя по общему уровню образования все еще проигрывают израильтянкам или иорданкам, но этот разрыв стремительно сокращается.

    Однако местные женщины отдают дань уважения и многовековым традициям - даже в самых современных городах страны женское платье довольно скромно и закрыто, нередки накидки, частично или полностью скрывающие лицо и тело, а рядом с очень популярным европейским костюмом можно нередко увидеть традиционные народные виды одежды, которые турчанки носят с известным изяществом. В провинции женский костюм гораздо скромнее и невзрачнее, да и в целом женщины не стремятся покидать пределов своего дома, хотя многие из них работают в поле, магазинах или на рынках и прятаться от чужого взгляда не собираются - просто такова традиция. В некоторых сельских районах до сих пор одежда является "визитной карточкой" женщины и позволяет определить как её происхождение, так и социальный статус. Интересно, что традиционные женские головные платки (обычно их называют "басёртюсю", хотя есть и другие варианты произношения), частично закрывающие лицо, попросту запрещены в правительственных учреждениях и университетах, но попытки отменить это "нововведение Ататюрка" предпринимаются постоянно.

    Детей в Турции буквально обожают и всячески балуют. Здесь вполне допускается спрашивать у бездетных пар, когда они планируют завести детей, а затем буквально часами обсуждать эту "проблему". Даже в обычном разговоре между мужчинами, например, дети будут занимать место не менее важное, чем футбол или цены на рынках. Сыновья пользуются особой любовью, поскольку увеличивают статус матери в глазах мужа и родственников со стороны супруга. Сыновья до 10-12 лет проводят много времени с матерью, а затем как бы переходят в "мужской круг", и их воспитание уже более доверяется мужчинам семьи. Дочери же обычно живут с матерью вплоть до замужества. Вообще, отношения отцов и дочерей здесь довольно формальны, а их привязанность (часто ничуть не меньшая, чем к сыновьям, кстати) редко демонстрируется публично. Хотя дочь или сын могут на людях спорить или шутить с матерью, они почтительны в присутствии отца и никогда не решатся ему перечить на людях.

    Отношения между братьями и сестрами в Турции легки и неформальны вплоть до 13-14 лет. Позже их статусы заметно меняются - старший брат (agabey) берет на себя некоторые права и обязанности родителей по отношению к сестре. Старшая сестра (abla) также становится по отношению к брату как бы второй матерью - турки обоснованно считают, что это готовит девушек к их будущей роли жены. В больших семействах бабушки и дедушки также берут на себя множество забот по воспитанию детей. Это нередко приводит к тому, что дети чувствуют свою вседозволенность и иногда ведут себя очень нагло, но по большому счету здесь это проявляется ничуть не чаще, чем в любом другом уголке планеты.

    Даже очень маленькие дети повсеместно посещают вместе с родителями рестораны и кафе, причем в любое время суток. Множество заведений обязательно держат высокие стулья и специальные столики, при этом включая в меню блюда для детей всех возрастов. Большинство гостиниц имеют специальные игровые зоны и клубы, а также могут предложить кровати и раскладушки детского формата. Правда, в большинстве случаев они подходят невысоким местным детям и маловаты для европейцев, поэтому лучше их заказывать заранее с согласованием необходимого размера. А вот детские автомобильные кресла все еще распространены слабо, хотя большинство крупных туроператоров и компаний по прокату автомобилей способны обеспечить их наличие по отдельному запросу.
    [​IMG][​IMG]
    alariya и smp нравится это.
  14. Validе

    Validе Пользователь

    Отношения

    Отношения между лицами разных поколений и полов также определены местным этикетом достаточно жестко. Если они не близкие друзья или родственники, к старшим принято обращаться почтительно и вежливо, особенно на людях. К пожилым мужчинам нужно обращаться с обязательным "бей" ("господин") после имени, к женщине - "ханым" ("госпожа"). Даже родственники противоположного пола на людях обычно не проявляют признаков привязанности, на праздниках все быстро распределяются по компаниям в зависимости от возраста и пола.

    Друзья или близкие родственники одного пола вполне могут держаться за руки или приветствовать друг друга поцелуями в щеку или объятиями - в противном случае это не допускается. При встрече мужчины вполне по-европейски обмениваются рукопожатием, но никогда не пожимают руку женщине, если она сама явственно не разрешает этого. С последним моментом, кстати, связаны многочисленные казусы с иностранными туристками, первыми протягивающими руку при знакомстве с местными жителями, для которых это - явное приглашение познакомиться поближе.

    В автобусе, долмуше или театре, если есть выбор мест, женщины должны всегда сидеть рядом с другой женщиной, в то время как мужчина не может сесть рядом с незнакомой женщиной без ее на то разрешения.

    Этикет

    Формальный этикет занимает в турецкой культуре огромное значение, определяя наиболее важные формы социального взаимодействия. Местная традиция подразумевает точную устную форму фактически для любого случая обращения к другим людям и придает правильности этих ритуалов особое значение.

    Гостеприимство (misafirperverlik) остается одним из краеугольных камней турецкой культуры, особенно в сельской местности. Друзья, родственники, и соседи часто посещают друг друга. Приглашение в гости обычно обставляется довольно изящным набором предлогов, и нужно иметь особый такт, чтобы отказаться не обидев хозяев. Такие предложения обычно не имеют никаких скрытых поводов - от гостей не ждут никаких подарков кроме хорошей компании и интересной беседы. Если принять предложение действительно невозможно, рекомендуется ссылаться на нехватку времени и занятость (в случае незнания языка вполне подойдет простейшая пантомима с прикладыванием руки к груди, демонстрацией часов и затем отмашкой рукой в направлении движения) - турки очень ценят такие аргументы. Тем более что даже короткие по местным меркам визиты вряд ли продлятся менее двух часов - кроме обязательного чая или кофе, гостю в любом случае предложат, причем неоднократно, "перекусить". Обычно окончательным отказом считается третий, но правила хорошего тона обязывают хозяев хоть как-то накормить гостя, поэтому вариантов может быть множество. Не пытайтесь оплачивать счет, если вас пригласили в ресторан, или отдариваться деньгами в случае визита в частный дом - это считается невежливым. А вот присланные впоследствии фотографии или небольшой презент "при случае" будут восприняты искренне и с радостью.

    В местной традиции - предложить гостю все самое лучшее, вне зависимости от достатка семьи. При этом, несмотря на широко распространенное заблуждение, турки очень терпимы к незнанию гостем особенностей своей культуры и способны легко прощать "мелкие прегрешения". Традиционно трапеза проходит за низким столиком с размещением гостей прямо на полу - ступни при этом принято скрывать под столом. Блюда раскладываются на большом подносе, который ставится либо на этот низкий стол, либо вообще на пол, а люди рассаживаются вокруг на подушках или циновках и берут блюда с подноса на свои тарелки либо руками, либо общей ложкой. В городах, впрочем, широко распространены обычные столы европейского типа, а также обычная сервировка с отдельными блюдами и приборами.

    Как и везде в исламских странах, брать что-либо с общего блюда можно только правой рукой. Также считается некультурным разговаривать за столом без разрешения хозяина дома, выбирать особые куски из общего блюда или широко открывать рот - даже если необходимо использовать зубочистку, следует прикрывать рот рукой так, как при игре на губной гармошке, например.

    Cтоловый этикет

    Надо отметить, что турки никогда не едят в одиночку и не перекусывают на ходу. За стол садятся обычно три раза в день, предпочитая делать это всей семьей. На завтрак подают хлеб, сыр, маслины и чай. Обед, обычно достаточно поздний, начинается только после сбора всех членов семьи. Обеденное меню чаще всего состоит из трех и более блюд, которые едят последовательно, а к каждому блюду подают салат либо другую зелень. К обеду принято приглашать гостей, соседей и друзей, но в таком случае время трапезы и меню выбирается заранее. Несмотря на мусульманские запреты на спиртное, за обедом на стол часто подается раки (анисовая настойка), вино или пиво (последнее в большинстве районов страны вообще не считается алкогольным напитком). В таком случае обязательным элементом трапезы послужит мезе - множество закусок (фрукты, овощи, рыба, сыр, копчености, соусы и свежий хлеб), подаваемых обычно на маленьких тарелочках. За мезе уже следует основное блюдо, которое подбирается с учетом ассортимента закусок - к кебабу подадут овощные салаты, к рыбе или курице - рис или хумус, к супу - лепешки с мясом, сыр и маринады.

    Интересно, что распивать алкогольные напитки, даже пиво, в общественных местах считается неприличным. А продажа алкоголя в общественных местах в Турции вообще запрещена. И в то же время во многих магазинах спиртное продается практически свободно, лишь в Рамадан полки с ним закрываются или блокируются.

    Свинина не встречается в местной кухне вообще, причем кроме неё насчитывается множество других продуктов, официально не запрещенных исламскими нормами, но избегаемых по другим причинам. Например, представители племенной группы юрук избегают всех даров моря за исключением рыбы, члены ордена Алеви не едят крольчатины, в центральных областях страны не едят улиток и так далее. Интересно, что на периферии Турции до сих пор сохраняются хорошо заметные кулинарные элементы народов, населявших эти края до прихода турок. Грузинский цыпленок в соусе сациви, армянский лахмаджун, или лагмаджо (аналог пиццы), известен под именем лахмакун и считается турецким блюдом, то же относится и ко многим арабским и греческим блюдам (мезе, например). В то же время в сельских районах местные жители питаются очень скромно - большую часть их рациона составляют хлеб с луком, йогуртом, маслинами, сыром и копченым мясом ("пастирма").

    Гостеприимство

    Засиживаться в гостях допоздна не принято. Начинать трапезу или чаепитие без приглашения хозяина дома не рекомендуется, даже закурить в компании без явного на то разрешения старшего мужчины или организатора встречи считается невежливым. Деловым встречам обычно предшествуют чай и не связанные с делами беседы, переходить непосредственно к обсуждению интересующего вопроса не принято. А вот музыка и песни могут затянуть церемонию очень надолго - турки очень музыкальны и любят музицировать при каждом удобном случае. Один английский посол XIX столетия заметил, что "турки будут и петь и танцевать всякий раз, когда они могут себе это позволить". Многое изменилось в стране с тех пор, но не любовь местных жителей к музыке.

    Турецкие дома явно разделены на гостевую и частную зоны, причем просить об экскурсии по всему жилищу невежливо. Подошвы обуви априори считаются грязными, и при входе в любой частный дом, как и в мечеть, ботинки и туфли принято снимать. В публичных местах это не принято - вполне можно ходить в уличной обуви. Но в некоторых офисах, библиотеках или частных лавочках гостю предложат либо сменные тапочки, либо чехлы на обувь. В многолюдных местах, вроде мечетей или государственных организаций, обувь можно складывать в пакеты и брать с собой внутрь.
    [​IMG]
    alariya и smp нравится это.
  15. Validе

    Validе Пользователь

    Язык жестов

    Турки используют сложный и разнообразный язык тела и жестов, зачастую совершенно не очевидный для большинства иностранцев. Например, щелчок пальцами указывает на одобрение чего-либо (хороший футболист, товар высшего качества и тому подобное), в то время как щелчок языком, вопреки широко распространенному мнению, - резкое отрицание чего-либо (часто к этому жесту добавляется удивленное поднятие бровей). Быстрое качание головой из стороны в сторону означает "я не понимаю", в то время как единственный наклон головы в сторону вполне может означать "да". А так как подобных схем множество, причем в каждом районе страны может быть свой специфический набор, злоупотреблять привычными для нас жестами очень не рекомендуется - здесь они могут иметь совсем иное значение.

    Одежда

    Отношение к одежде в стране достаточно свободное и несет в себе заметные элементы исламской традиции. Деловой костюм, пиджак и галстук у мужчин широко распространены в деловых кругах, да и в праздничных случаях многие турки предпочитают его национальной одежде, дополняя шляпой. А вот женщины подходят к вопросу более творчески - в повседневной жизни национальный костюм все еще удерживает свои позиции, особенно в провинции, да и на праздник турчанки предпочтут свое колоритное и очень удобное в местных условиях платье, дополняя его различными аксессуарами. И при этом и те и другие достаточно консервативны в одежде, стараясь придерживаться раз и навсегда принятых общих схем.

    Туристу же для посещения Турции особенно заботиться о платье не приходится - здесь можно носить практически все, что подходит к местному жаркому и сухому климату. Однако при посещении культовых мест и провинциальных районов следует одеваться максимально скромно - шорты, короткие юбки и открытые платья вызовут резкое отторжение практически везде за пределами пляжных районов, а приближение в таком виде к мечетям может закончиться и вовсе плачевно.

    При посещении мечетей и храмов женщинам рекомендуется выбирать одежду, максимально закрывающую ноги и тело вплоть до головы и запястий рук, не носить мини-юбок или брюк. Мужчинам настоятельно рекомендуется избегать шорт и в некоторых случаях - комбинезонов. Женщинам разрешено входить на территорию всех храмов только с покрытой головой (у входа можно взять в аренду косынку и длинную юбку). Обувь при посещении мечети, разумеется, также оставляется при входе. Лучше не посещать мечети во время молитв.

    Пляжная одежда как таковая (в том числе излишне открытые бикини и шорты) также должна быть ограничена непосредственно пляжем - в магазин или отель в таком виде могут попросту не пустить. Даже просто выходить в купальнике на улицу, за пределы собственно пляжного отеля, настоятельно не рекомендуется. Нудизм также не принят, хотя некоторые закрытые отели практикуют этот вид отдыха, но только на тщательно изолированных территориях. По большому счету загорание топлес не вызовет особых эмоций и на обычном пляже, но лучше все-таки соотносить свои желания с традициями местного населения. Даже если хозяева и персонал отеля слишком вежливы, чтобы выказать свое недовольство излишне вольготным поведением, резкие реакции могут последовать от других постояльцев. Часто во избежание проблем достаточно просто проконсультироваться у персонала о традициях того или иного заведения и выяснить места, где разрешен "свободный отдых" - часто они специально выделены и вполне безопасны.

    В течение священного месяца Рамадан (Рамазан) верующие не едят, не пьют и не курят с восхода до заката солнца. Вечером магазины и рестораны открыты допоздна, но следует воздержаться от курения и еды в присутствии тех, кто соблюдает пост. Конец Рамадана шумно и красочно празднуют три дня, поэтому все места в ресторанах и отелях, а также билеты на транспорт и различные представления необходимо резервировать заранее.
    [​IMG]
    --- 6 июл 2015 ---
    Собор Святой Софии (Hagia Sophia)

    Собор Святой Софии располагается в историческом центре Стамбула, в пределах бывшего Константинополя, и на сегодняшний день является музеем. В начале своего существования собор был православным, после завоеваний 1453 года его перестроили в мечеть, сделав несколько архитектурных изменений.

    Архитектура здания принадлежит к золотому веку византийского зодчества. Выполненный в форме правильного четырехугольника, увенчанного куполообразной крышей, храм стал настоящем произведением своего времени. Высота здания составляет 55,6 метров, а диаметр крыши – 31 метр. Его возведение началось в 324 году, хотя за многие века конструкция неоднократно видоизменялась, разрушалась и заново воссоздавалась.

    Вот уже тысячу лет Софийский собор считается одним из самых больших храмов, уступая лишь Собору Святого Павла в Риме.


    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Последнее редактирование: 6 июл 2015
    alariya, Пушинка и smp нравится это.
  16. Validе

    Validе Пользователь

    Интересные факты о Турции: [​IMG]

    Историческая достопримечательность Турции Турция – испокон веков известна своими роскошными пляжами и пейзажами. Туризм всегда был одной из самых прибыльных отраслей, ведь желающих понежиться на солнышке и поплавать в чистых водах четырех морей, всегда было достаточно!

    Интересный факт: Анкара – столица Турции. Население города составляет около 4 млн. 300 тыс. человек. Это второй по величине город страны. Анкара – древнейший город, первое упоминаю которого было еще в VII ст. до н. э. Также город является известным мировым туристическим центром, полным известных достопримечательностей и исторических памяток.

    Стамбул – самый большой город Турции. Его население составляет более 14 млн. 700 тыс. человек! Площадь города 5343 км2. Все это делает его одним из самых больших в мире! Также Стамбул является одним из самых древних городов мира, ведь основан он был еще в 667 году до н. э. За свою многовековую историю город носил имена Византий, Новый Рим и Константинополь.

    Интересный факт о Турции: в 2010 году Стамбул носил звание культурной столицы Европы!

    Стамбул является единственным городом в мире, который расположен на двух континентах.

    Интересный факт: в Турцию кофе было завезено в XV веке, и сразу же приобрело огромную популярность. Мало кто знает, что в этом же столетии был введен закон, разрешающий женщинам подавать на развод, если их мужья не могли их обеспечить ежедневной чашечкой кофе! Кстати, именно турки привезли кофе в Европу в XVII веке!
    Турция выращивает около 70% мирового производства лесных орехов.
    В Антиохии (район на юге Турции) построена первая в мире церковь, которая носит имя Святого Петра.

    Интересный факт: в Турции расположен единственный город в мире, который за свою историю успел побывать столицей трех великих империй: Римской, Византийской и Османской империи на протяжении более 2000 лет. Название этого города Стамбул!

    Интересно знать, что Турция является членом Совета Европы (1949), НАТО (1952), ОЭСР (1961), ОБСЕ (1973) и G20 (1999).
    Чатал-Хююк – одно из первых крупных человеческих поселений, основанных еще в 7500 году до н. э. на территории Турции.
    Интересный факт: Турецкая Республика была основана 29 октября 1923 года под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка.
    Основной религией Турции является ислам.

    Официальным языком является турецкий, однако все большей популярностью пользуется английский.

    Денежной единицей Турции является новая турецкая лира.
    Вишня была впервые ввезена в Европу из Северной Турции.
    Самой высокой точкой Турции является гора Агри (5166 м). Согласно легенде, эта гора являлась местом, где остановился Ноев ковчег.
    Интересный факт: на территории Турции располагалась легендарная Троя.

    Считается, что Святой Николай родился в провинции Анталия в городе Демре (Турция), расположенном на побережье Средиземноморья. На сегодняшний день здесь находится всемирно известная церковь Святого Николая, где расположен его саркофаг.

    Чистые пляжи - достопримечательность Турции Население Турции составляет 74 724 269 человек. По количеству населения страна занимает 17-е место в мире.

    Знаете ли Вы, что в Турции расположены чудеса света Мавзолей в Геликарнасе и храм Артемиды.

    Каждый турецкий мужчина должен отслужить в армии какое-то время: это может быть как 3 недели, так и 15 месяцев, в зависимости от образования человека.

    Интересный факт о Турции: всемирно известные голландские тюльпаны были завезены турками в XVI веке! А уже к 1634 году мода на тюльпаны так вникла в жизни голландцев, что их выращивание окрестили «тюльпаноманией». Также турецкие тюльпаны обрели огромную популярность в Англии и Австрии. Кстати, Турция до сих пор поставляет эти цветы в страны Европы.

    Производство самолетов F-16 осуществляется только в двух странах мира: США и Турции.

    В музее Мевлама расположен самый дорогой в мире ковер, у которого 144 узелка приходится на 1см2

    Европа – главный импортер турецкого текстиля.
    Площадь Турции составляет 780 580 км2 (36 место в мире).
    По всей территории страны действует около 78 000 мечетей!
    Интересный факт: Турция – первая в мире страна, где на пост Верховного судьи была выбрана женщина.

    Мечети - достопримечательность Турции Ежегодно на отдых в Турцию приезжает около 30 млн. туристов!

    В мире есть 50 стран, где основной религией является ислам. Но только в Турции религия полностью независима от государства.
    Интересно знать, что более 95% населения Турции верят в Бога, а около 99% считают себя мусульманами.

    Страна разделена на 81 провинцию.

    Самым популярным видом спорта является футбол. Наибольшим достижением турецкой сборной является третье место на Чемпионате мира 2002 года. Также большой популярностью пользуются баскетбол и волейбол.

    Интересный факт о Турции: в здешних банях нельзя полностью обнажаться, все должны носить специальное полотенце. Это правило действует даже при приеме душа.

    Всемирно известные турецкие рынки славятся своими дорогими товарами. Но хитрые турки специально накручивают цену в несколько раз, чтобы иметь возможность поторговаться с Вами, ведь для них это как забавная игра, а не только возможность заработать.
    Только 80% турецких женщин имеют образование.
    [​IMG]
    alariya и Пушинка нравится это.
  17. Validе

    Validе Пользователь

    Немного из жизни Кесем Султан.

    Как мы знаем, в Османской Империи в основном правили женщины. По историческим источникам, самой жестокой султаншей Османской империи стала Хасеки Махпейкер Кесем Валиде Султан. Думаю, что Берен Саат выбрала эту роль, так как хотела увидеть жизнь самой жестокой султанши. Как-то актриса Сельда Алкор показала высший класс, сыграв жестокую султаншу Кесем Султан. Посмотрим, что покажет нам Берен. Есть поговорка Лицо ангельское, а внутри живет дьявол. Это и есть Кесем Султан!

    Первая женщина, которая стала вмешиваться в дела государства стала Хюррем султан. После смерти Валиде Султан, после правление женским султанатом ее путь продолжила Нурбану Султан (жена Селима Второго, и мать Мурада Третьего). Затем править стала Сафие Султан (мать Мехмеда Третьего). После нее править государством стала Кесем Султан (жена Ахмеда).
    Махпейкер Кесем Султан (1590-1651) - самая влиятельная женщина того периода. Жена Ахмет Хана, сыновья Мурад (1623-1640), Султан Ибрагим (1640-1648) и внук Мехмет Четвертый. Поговаривают, что настоящее имя султанши было Анастасия. Девушку привели во дворец, когда она была еще маленькой. После смерти родителей Настю подарили в качестве подарка и родом она была из Боснии. После обучения Анастасия становится женой Ахмета Хана. Ахмет Первый сел на престол 21 декабря 1603 года. После восхождения на престол. Спустя 20 дней после восхождения на престол, Сафие Султан отправляется в старый дворец и вся власть остается в руках Кесем. В свои 28 лет Кесем Султан нашла свое место в женском султанате. По преданиям, Кесем султан впервые заметила Сафие Султан и сама дала ей имя Кесем из-за ее белоснежного тела. За все время Хасеки родила Шехзаде: Мурата, Сулеймана, Ибрагима и Касыма. Также она родила двоих девочек. Айше и Фатма. О прежней жизни Султанши не сохранилось ничего, кроме как легенд. В свои 27 лет Кесем Султан теряет своего супруга. (в 1617 году) и тут начинается борьба за трон с Махфируз Султан, у которой было 7 детей от Ахмет Хана.
    [​IMG]
    Дарья 2014 и Aleksandra Pev нравится это.
  18. Validе

    Validе Пользователь

    Традиционная одежда в Турции

    Традиционная одежда из Турции изменялась медленно, это важно исторически, поскольку она сообщает нам о людях, которые произвели ее. Поверхность украшения и то, как элементы костюма расположены на теле, указывает на членство в племени или в группе деревни, а также дает нам множество других антропологических сообщений.
    Турецкие традиционные платья имеют общие черты с центрально-азиатскими платьями и платьями Ближнего Востока. Общие черты могут быть найдены и с нарядами тюркских народов. Турецкий народ, как полагают, переселился на юге и западе Горного Алтая в регионах к югу от озера Байкал, которые включают Персию, Ирак, Среднюю Азию и Восточную Европу. В одиннадцатом веке турки проникли на Анатолийское плоскогорье, где сформировали большую часть современной Турции.

    Особенности турецкой традиционной одежды включают в себя наслоение, отличительную поверхность и украшения. Шерсть, шелк и хлопок обычно используются для одежды в Турции. Отдельные слои размещаются при необходимости внесения корректировок в соответствии с климатом.

    Общими элементами являются алвар (мешковатые брюки), гомлек (сорочки), укетек (специальный плащ), а также головной убор, который всегда включает в себя один или несколько платков для женщин. Распространены также жилеты без рукавов и фартуки для женщин. Слои скрепляются поясом или ремнем.

    Недавние изменения.

    Более 60 процентов жителей современной Турции проживают в городских районах. Силы мировой экономики создали изменения в образе жизни, в частности, с 1970 года. Традиционное производство одежды полностью исчезает с поразительной скоростью. Но многие жители деревень и некоторые жители городов носят традиционную одежду до сих пор.
    --- 21 июл 2015 ---
    [​IMG]
  19. Validе

    Validе Пользователь

    Быт и культура тюрков, часть 4.

    А.А. Чеченов высказывается более осторожно ("Проблемы формирования и развития языка карачаевцев и балкарцев", стр 115): "Огромная полоса степей Евроазии, населённая еще в раннем средневековье ираноязычными племенами, буквально на глазах истории в основном стала тюркоязычной. Однако, как это ни парадоксально, ни в отечественной, ни в зарубежной иранистической и тюркологической науках эта проблема практически не поставлена на строго научную основу". Исключением можно считать фундаментальный 4-томный труд Г. Дерфера ("Тюркские и монгольские элементы в новоперсидском"). В осетинском языке В.И. Абаев установил около 200 слов, общих с языком балкарцев и карачаевцев. В работах М.А. Хабичева это число увеличено до 900 (причём в большинстве это тюркские слова). Но в связи с "блистательными успехами иранистов" влияние иранского языка традиционно преувеличивается. Г. Дерфер своими работами доказал несостоятельность этой традиции. На самом деле эти иранизмы оказались тюркизмами в персидском и арабском языках. По всей видимости, всё происходило наоборот. Мы не знаем, куда делись племена гуннского союза, аварская и печенежская орда, которые потрясали Европу и Византийскую империю, мы даже не знаем точно, на каком диалекте тюркского языка они разговаривали. В общем таковы же наши познания о языке булгар до их обращения в христианство и последующей славянизации. Только в Киевской Руси, по летописным данным, осело и ассимилировалось четыре племенных объединения тюрков. Это чёрные клобуки, торки, берендеи и ковуи. Часть половцев и асов растворилась в Венгрии, Болгарии, Грузии и Египте (мамелюки). Подобно метеорам, появлялись и исчезали кочевые империи, менялись их этнические названия (скифы, саки, гуны, аланы, авары, булгары, хазары, савиры, половцы, печенеги, татары), но с изменением имени язык древних кочевников не менялся, как и быт, так же и образ жизни, и этнический характер и культура.

    В восточных хрониках отмечается, что после принятия ханом Золотой Орды Узбеком ислама (в 1312 г.) прекратилось поступление половцев на невольничьи рынки Каира и Дамаска, поскольку, согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство. На этом основании некоторые авторы считают, что в конце XIV века преобладание перешло к мамлюкам кавказского происхождения. Присутствие мамлюков-кавказцев очевидно, но, с другой стороны, непонятно, почему тюрки оставались костяком армии мамлюков на протяжении 775-1421 г. Это объясняется довольно просто. Во-первых, тюркские племена на Кавказе в период Средневековья были самым многочисленным этносом, что является историческим фактом. А.А. Иессен справедливо считал хазар, болгар, асов, алан, северокавказских половцев местными тюркскими народами. Во-вторых, в 1312 г. ислам приняла только верхушка Золотой Орды, к тому же тюрки-аланы оставались христианами, как и часть хазар, половцев (при этом не забывая древние верования), и асов Венгрии, Болгарии, а также тех, которые нашли убежище в Никейской империи и Руси. Причем следует обратить внимание на чередование этнонимов: болгары-хазары, болгары-аланы, хазары-аланы, гунны-аланы, асы-половцы, половцы-аланы.

    В 1170 годах дунайские болгары подняли восстание против Византийской империи. Возглавляли его два брата - куманы Петр и Асен, при поддержке куманских войск (С.А. Плетнева, "Половцы", ссылка: Златарский П., стр. 430). В результате Асен I стал царем Болгарии. По сведениям Масуди, в период византийско-болгарской войны халифские армии мамлюков предприняли совместные действия с войсками болгар и куман (половцев и асов), которыми предводительствовал царь Симеон. Данный факт заинтересовал Масуди, поскольку мусульмане предприняли совместные действия с христианами (Д.В. Микульский, "Арабский Геродот", стр. 183). По всей видимости, предводители мамлюков поддерживали связи с племенами асов и половцев, осевших в Дунайской Болгарии, т. е. со своими родичами.

    При преемнике Асена, Колояне, куманские феодалы устроили заговор и убили его. На престол сел половецкий феодал, племянник Асена Борил, царствовавший 11 лет. После него, при Асене II, приток половцев усилился. Существовала западно-половецкая епархия, которая была православной, руководил ею греческий епископ. Болгарский царь Георгий Тертер 1281-1292 г. был также половецкого происхождения. Судя по находкам в Болгарии и Венгрии каменных статуй, племена половецкого союза ещё долго сохраняли традиции предков. Половцы в Венгрии скопились в "большом количестве", там же проживали остатки печенежских орд (в северо-западных районах). Освоившись, они осмелились напасть на татаро-монгольскую армию Сонкура. После предательства короля Белы часть половцев ушла в Болгарию. Король Венгрии, Кумании и Болгарии, рожденный от половчанки, Ласло Половец окружил себя половцами, "при дворе распространились половец-кие обычаи, роскошь и их одежда". От половецких князей в особом манифесте требовали обратиться в католическую религию и оставить прежние верования. Для соблюдения выполнения этого требования назначались инквизиторы. Через три года половцы взбунтовались, ушли к монголо-татарам в Приднестровье и оттуда напали на Венгрию, разорив страну до самой столицы Пешта. После этого манифест был отменен. Только через столетия, пишет Плетнёва, половцы осели и христианизировались. Они по-прежнему оставались лучшими всадниками в венгерских войсках. Есть предположение, что основу венгерских гусар составляли племена половецкого союза: половцы, печенеги, асы. Часть половцев через Чёрное море переправилась в Валахию. Государь валахский отвёл им долину между двумя горами. Когда половцы спокойно расположились там, он, нарушив своё обязательство, неожиданно напал на них и многих забрал в плен. (Тизенгаузен, 1, с. 542). Все они были проданы в рабство. Л. Гумилев пишет, что пленные венгры, болгары, албанцы, кавказцы пополняли армию мамлюков. Можно полагать, что пленными из Венгрии и Болгарии были представители тюркского этноса, поскольку приграничные заслоны были созданы из них. Венгры-секеи, живущие в Румынии (область Трансильвания), по мнению многих учёных, потомки печенегов. У них сохранились предания об их гуннском происхождении. Пленные воины с Балкан ("венгры", "болгары", "византийцы" и т. д.) имели тюркские имена.

    Другой вопрос: как объяснить тюркские имена мамлюков в период правления бурджитских династий (1382-1517 гг.), если они были "кавказцами"? Из 27 имён султанов 14 арабо-персидские, 13 тюркские, что является доказательством их тюркского происхождения, хотя это доказательство косвенное. Имена варягов на Руси не вызывают сомнения: Ингварт, Аскольд, Ольгерд, Руальд, Рюарь, Лидульфость, Карл (Н. М. Карамзин, там же, стр. 82). Можно также предположить, что при наличии у мамлюков славянских имен Святослав, Ярослав и др. споров об этнической принадлежности их носителей не возникло бы. Считать тюркские имена султанов заимствованными - нелепость. В мусульманской стране их именовали бы арабскими именами. И, наконец, существуют дошедшие до нас мамлюко-арабские словари (тюрко-арабские) и литературные произведения на тюркском, созданные в ХII-XIV в Египте, но никаких иных. Есть множество заимствований в арабском языке из тюркского, есть сведения арабских и персидских хронистов об этническом составе мамлюков. Как отмечает Амин Аль-Холи: "Пребывание мамлюков кыпчакского происхождения в стране оставило заметный след в истории Египта". Они "принесли с собой свои обычаи и традиции". Например, изготовление кумыса, забивание лошадей на мясо, ношение кыпчакского (татарского) кафтана, колпаки (типа тюбетейки), выход женщин на улицу без чадры, распространение множества татарских тканей ("татарият"), расшитая шёлковая атласная материя и др. (там же стр. 12, 23-24). Сюда же можно добавить изготовление айрана "ляб-айран", йогурт-джуурт, бозы, шашлыка. Предметы вооружения: сложносоставной лук (тюркский), пластинчатые доспехи гуннского стиля, остроконечные половецкие шлемы, кинжалы "кама", "синге" (дротики), армия, образованная по тюркскому образцу, административное деление государства. При мамлюках в Египте распространялась "яса"-законы Чингиз-хана, они постепенно заменяли законы шариата. Смешение арабских и тюркских обычаев наблюдалось и в других сферах. (В.А. Гордлевский, "Избранные сочинения", II т., стр. 141).
    Aleksandra Pev нравится это.
  20. Validе

    Validе Пользователь

    Особенно широкое распространение получает язык половецкого союза племен (кыпчакский) в Сирии и Египте. Мы уже приводили выше сведения Аль-Макризи: "Султан Калаун после многолетнего пребывания в Египте не знал арабского языка, хотя прекрасно говорил по-тюркски". Бийбарс не мог обходиться без переводчика с арабского языка, не знал арабского и хаджиб Алмас. Отдельные мамелюки, знавшие арабский, отказывались говорить на нем. Примером может служить Бештак Аль-Кыпчаки. Один из самых высокопоставленных эмиров, он разговаривал и переписывался со своими придворными только с помощью переводчика; он знал язык, но не желал говорить по-арабски. С другой стороны, многие арабы учились говорить по-тюркски. Например, отлично владел тюркским языком крупнейший знаток шариата и хадисов Аль-Айни. "Он читал султану историю, написанную по-арабски, но с комментариями на тюркском языке". (Амин Аль-Холи, стр. 31). Дипломатическая переписка также велась на тюркском. Многочисленные литературные памятники, составленные в XIII-XVI вв. в Египете, являются культурным достоянием всех тюркских народов. Некоторые исследователи (С.Х. Хатко, Ш.М. Хабжоко, Р.Рушди) считают династию бурджитов выходцами из адыгского этноса. Последний султан Египта и Сирии, ал-Ашраф Касав ал-Гури (1501-1516 гг.) был черкесом, стало быть - адыгом, как полагают эти авторы; в таком случае требует объяснения факт перевода эпопеи Фирдоуси "Шахнаме" Шерифом (татарин Али эфенди) в 1511 году на мамлюко-половецкий язык по указанию самого "Кансух Гурида", она посвящена этому правителю. Оригиналы произведения хранятся в Стамбуле, Казани, Ленинграде. "Следует особо заметить, - пишет Х.Г. Короглы, - в самом сказании "Шахнаме", касающемся героев-тюрок (так называет их сам Фирдоуси), многое заимствованно из древнетюркских сказаний, отголоски которых мы находим в ранних памятниках тюрок. По утверждению В.А. Гордлевского, в эпоху мамлюков вошло в моду употребление в арабских странах тюркских слов. К арабам проник так же и тюркский склад воззрений - тюркское мышление (В.А. Гордлевский, 2 том, стр. 142, 146). И, наконец, мы должны считаться с тюркским этнонимом, названием половецкого рода: "Бурчевичи", "Бурджоглы", "Бурджиты".

    Ко всем источникам надо подходить как можно конкретнее. К средневековым викингам (варягам) относят шведов, норвежцев, датчан, исландцев, в прошлом представлявших собой одну этническую общность с единым языком, обычаями, культурой, религией, нормами поведения и характера. Таким образом, каждый из этих народов считает викингов "своими". Или, скажем, кому принадлежит средневековое произведение "Слово о полку Игореве" - русским, украинцам или белорусам? Нашествие туменов Чингисхана совпало с этнической консолидацией племён половецкого союза, слияния нескольких родственных по языку, культуре, религии, обычаям этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность, началом создания государства.

    В XII веке сформировались крупные половецкие союзы (лукоморский, приднепровский, донской, крымский, кавказский, поволжский). Они включились в международную караванную торговлю. К этому времени восстановили былую мощь города Саркел (Белая Бежа), Итиль, Сурож (Солхат, Судак), Корсунь (Херсон), Сиксин, Шарукань, Балин, Сугров, Маджара, Тмутаракань и т. д. Из среды скотоводов выделялись ремесленники, которые оседали в крупных ремесленно-торговых центрах. Консолидация эта проходила довольно быстро, поскольку это были родственные племена, которые вели свое происхождение от какой-то единой в прошлом этнолингвистической общности. Следы этой консолидации сохранились в близости языка карачаево-балкарцев, кумыков, караимов, ногайцев, крымских татар, казахов, татар Поволжья, т. е. северных тюрков. Определённый интерес в этом плане представляет схожесть названий дней недели, объединяющих в той или иной степени карачаево-балкарцев, кумыков, караимов, крымских татар, татар-мещеряков, чувашей и некоторые финно-угорские народы Поволжья. А. Н. Самойлович пишет: "Наибольшей сложностью отличается языческо-иудейско-христианская система названия дней недели у ряда тюркских и угро-финских народов". По всей видимости, эта система сложилась в эпоху ранней консолидации гунно-болгарских племён, то есть в IV-VIII веках. Финно-угорские народы являются одними из древнейших народов Европы, Их языковые связи с тюрками возникали в глубокой древности. В средневековье был момент, когда венгров считали тюрками. Как было отмечено выше, пища - довольно консервативный элемент. Карачаево-балкарская:

    "сохта" (вид колбасы) - марийское "сохта";

    "боза" брага - мордвинское "поза";

    "сыра" пиво - коми-пермяцкское "сур";

    "айран" молочный продукт - марийское "эран"
    [​IMG]
    --- 30 июл 2015 ---
    Куда же толпами едут отдыхать турецкие знаменитости? Где их часто ловят папарацци? Что обязательно нужно увидеть, оказавшись там? Сегодня отправимся в Чешме!

    Чешме находится на самом западе Турции, неподалеку от города Измира, на побережье Эгейского моря, напротив греческого острова Хиос.

    По общему мнению, море около Чешме настолько чистое и прозрачное, что делает его идеальным местом не только для купания, но и для дайвинга. А сочетание воздушных потоков у берегов Чешме привлекает в город любителей парусного спорта. Подземные родники с термальной и минеральной водой поставляют воду в отели, бани и спа-центры Чешме.

    Название города кажется смутно знакомым. И правда, мы слышали его на уроках истории в школе: помните Чесменскую битву, когда в ходе русско-турецкой войны 1770 г. российские корабли уничтожили турецкий флот? Это было у берегов Чешме.

    Чешме — прекрасное место для дайвинга, профессионального и любительского уровня. На побережье вы найдете множество школ для новичков и дайвинг-клубов. Заняться виндсерфингом и кайтбордингом можно в Алачати, в 4 км от центра города. Идеальное расположение и роза ветром подходит как для новичков, так и для профессионалов. Каждое лето в Алачати проводиться профессиональный турнир серфингистов.

    В другой стороне — в 5 км к востоку от Чешме расположился Илице — город, известный своими термальными источниками. Рекомендуем попариться в Belediye hamamı — роскошной реконструированной турецкой бане постройки 18 века с куполами и мраморными интерьерами.

    В окрестностях Чешме в период с сентября по декабрь можно даже поохотиться на горных свиней (после получения разрешения в муниципалитете, разумеется). Кроме того, от Чешме недалеко до Эфеса и Бергамы, поэтому вы вполне можете устроить себе однодневные экскурсии в эти города.

    Развлечения, экскурсии и достопримечательности Чешме
    Крепость Чешме в центре города, была построена в 16 веке для защиты побережья от нападения пиратов. Шесть башен и окружающий крепость ров придают ей особую живописность. Позже постройка использовалась рыцарями ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Недолгое время в ней хозяйничал известный пират Барбаросса, впоследствии ставший адмиралом турецкого флота.
    В Северной башне находится музей Чешме, в котором экспонируются археологические находки. Музей открыт с 8-30 до 17-00 все дни кроме понедельника. Возле крепости вы увидите статую Гази Хасан Паша (1714-90), который был продан в рабство, но впоследствии стал великим визирем.

    Православная церковь Ayios Haralambos в летние месяцы используется для выставок декоративно-прикладного искусства. Вокруг расположено множество кафе и сувенирных лавок. В Чешме множество роскошных фонтанов, хотя стоит ли удивляться, если само название города переводиться как источник или фонтан.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Aleksandra Pev, Дарья 2014 и Веснушка нравится это.

Поделиться этой страницей